Важнейшим фактором обеспечения безопасности движения в темное время суток является хорошая освещенность проезжей части перед автомобилем. Действительно, около 60% серьезных аварий происходит именно ночью. Именно адекватное освещение позволяет своевременно обнаружить изменение обстановки на дороге и дает водителю необходимое время для оценки ситуации и совершения маневра. Необходимую освещенность обеспечивает головной (дальний и ближний) свет автомобиля.
Если фары автомобиля уместно сравнить с глазами, то свет фар – с остротой зрения машины и, соответственно, ее водителя. Именно от качества головного света транспортного средства напрямую зависит дальность и детальность обзора в вечернее время суток.
Учитывая современные статистические данные, без преувеличения можно сказать, что неправильное головное освещение чрезвычайно опасно. Ведь тяжелые аварии ночью – особо печальная глава в истории дорожного движения. Так, каждая пятая авария, произошедшая в результате технических дефектов и повлекшая за собой ущерб здоровью людей, объясняется дефектами системы освещения. Еще более впечатляющей оказывается статистика ДТП со смертельным исходом. Здесь 50% аварий, повлекших смерть людей, приходится на темное время суток. При этом сейчас каждый третий автомобиль на дороге не имеет оптимального освещения.
Из чего же складывается это оптимальное освещение?
Свет фар имеет две составляющие. Первая – это непосредственно конструкция самой фары (отражатель и рассеиватель), вторая – используемая лампа. Но если фары современных как импортных, так и отечественных автомобилей сконструированы в соответствии со всеми основными законами светотехники, и от выбора владельца автомобиля здесь ничего уже не зависит, то подобрать лампу каждый может самостоятельно. И возможностей для выбора, надо сказать, предостаточно.
Индустрия автомобильных ламп существует уже почти 100 лет. Естественно, что за такой немалый период компании-производители накопили огромный опыт в сфере разработки и изготовления этого продукта. Никто из производителей автомобилей сейчас уже не применяет в качестве головного освещения вакуумные лампы накаливания. Прослужив человечеству несколько десятилетий, они заняли почетное место в технических музеях и лишь изредка встречаются в магазинах запчастей.
На смену пришли галогенные лампы накаливания. Применение галогенов позволило значительно увеличить срок службы нити накаливания и, вследствие этого, изготавливать лампы большей мощности. До сих пор в подавляющем большинстве выпускаемых автомобилей для головного света применяются галогенные лампы накаливания.
Но прогресс не стоит на месте, и сегодня все большей популярностью пользуются светодиодные лампы, которые появились сравнительно недавно, но не смотря на это уже сейчас могут вытеснить обычные галогенные лампы, как в квартирах, так и в автомобилях. Чаще всего их используют в подсветке фар, контрольных датчиках, дополнительных тормозных сигналах, а также в задних фонарях и внутренних лампах освещения. Но в последнее время возрастает их применение в фарах ближнего и дальнего света автомобилей, мотоциклов и скутеров. Их ставят как любители тюнинга, так и любые водители, которые ищут способы улучшить свой автомобиль. Мотоциклы и скутеры подсвечиваются светодиодами и светодиодными лентами не реже машин.
Одно из главных преимуществ светодиодов - долгий срок жизни - более 50 000 часов; то есть если вы не будете выключать лампы, они будут светить более 5 лет. После этого срока лампы потеряют 30% яркости, но все равно будут продолжать светить. При этом мощность потребления уменьшается примерно в 10 раз по сравнению с лампами накаливания.
Что немаловажно, светодиодные лампы не подвержены вибрациям, то есть в процессе эксплуатации транспортного средства, будь то мотоцикл, автомобиль или тяжёлая техника, лампы не будут выходить из строя. В них нет элементов, способных от вибрации растянуться или порваться (как нити галогенных ламп). Также лампы за счёт своего более низкого потребления (в 10 раз ниже при яркости схожей с галогенной) будут востребованы у тех автотранспортных средств, генераторы которых либо работают на максимуме возможностей, либо вовсе не справляются с нагрузкой. Например, в автомобилях с установленной мощной системой автозвука, которая расходует весь потенциал генератора, и на свет уже не остаётся ресурсов; либо мотоциклы, где возможна установка системы подогрева ручек и другой электроники, но ресурсы генераторов сильно ограниченны.
Светодиодные лампы испускают чистый белый свет, который приятен для глаз. Есть люди, которым не нравится белый свет и которые предпочитают свет с желтым оттенком. Естественно, существует огромное количество других цветов. Сейчас это белый, красный, жёлтый, синий, оранжевый, а также разные варианты их смешения (более 65 000 цветов) с помощью контроллеров. С развитием технологии количество доступных цветов будет только расти.
Данные характеристики раскрывают невероятные возможности для тюнинга транспортного средства, начиная с установки светодиодных ламп в габариты и освещения салона, заканчивая подсветкой приборной панели. При этом у владельцев ТС есть большой выбор моделей, цветов, размеров ламп и их параметров. Это открывает широчайшую возможность для тюнинга. Подсветка днища автомобиля или мотоцикла стала намного надёжнее. Разбить светодиодную ленту камнями с дороги практически невозможно. А если это вдруг произошло, то перестаёт гореть 1 светодиод, а не весь модуль. В подсветке может находиться до 1200 диодов, так что потеря одного не будет заметна. Светодиодные ленты существуют и во влагозащищённом исполнении: они не боятся тяжелых климатических условий, таких как высокие и низкие температуры (от -45 до +70 С), а также воды (возможно погружение в воду до 5 метров лент с защитой IP68).
Помимо надёжности и множества вариантов выбора есть ещё одна важная особенность: безопасность.
Светодиодные стоп-сигналы срабатывают мгновенно, в отличие от ламп накаливания. При этом водитель, движущийся сзади вас, быстрее замечает опасность. В гоночных автомобилях и мотоциклах давно перешли на светодиодные сигналы, ведь там времени на решение крайне мало. Хотя плотный городской трафик не сильно от них отличается, езда на скорости в плотном движении, в пробке тоже оставляет вам крайне мало времени. Также вопрос безопасности немаловажен для габаритных транспортных средств. Многие сталкивались с ночной ситуацией: на трассе из ниоткуда появляется прицеп фуры. Зачастую в условиях российских дорог фары на грузовиках просто забрызгивает грязью или перегорают лампы. Замена на более яркие и надёжные светодиодные лампы решит и эту проблему.
Европейские исследования подтверждают, что использование светодиодных ламп в повторителях СТОП-сигнала автомобиля - это не дань моде, а объективная необходимость. Время включения до полной световой мощности лампы с нитью накала составляет 0.2-0.3 сек. У светодиодных ламп 50-70 нс, что практически равно 0. При движении со скоростью 100 км/час, за счет этой разницы водитель получает дополнительные 5-6 метров для экстренного торможения или маневра. А именно последние метры часто бывают решающими при избежании ДТП.
Еще одной положительной стороной светодиодных ламп является экологическая и противопожарная безопасность - лампы почти не нагреваются, и в них отсутствует газонаполнение. А отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения обеспечивает долговечность пластмассовых элементов современных фар.
Наравне со всеми плюсами, существуют и некоторые минусы
Первый и основной - это их цена. Но технологии не стоят на месте. Пару лет назад светодиоды с такой яркостью были только в лабораториях и стоили немалых денег. В перспективе яркость светодиодов будет расти, а цена падать.
Второй минус - светодиоды боятся высокой температуры. Если в одной фаре находится галогенная лампа и светодиодная лампа, есть вероятность выхода из строя последней. Не следует устанавливать лампы, в которых используются SMD светодиоды рядом с галогенными лампами повышенной мощности (65-100W и более). Также следует учесть сопротивление светодиодных ламп. Модуль управления питанием может выдать сигнал, что лампы перегорели. Данная проблема решается установкой дополнительного сопротивления параллельно лампе, либо приобретением ламп, в которых реализован обход данной системы. Также для ламп, устанавливаемых в поворотники в качестве замены стандартным реле срабатывания, представлены альтернативные. Они зажигают светодиодные поворотники со стандартными временными интервалами.
Светодиодные лампочки дают возможность изменить вид вашего автомобиля в лучшую сторону, а также получать удовольствие от более яркого и приятного освещения. Длительный срок службы не заставит вас беспокоиться о замене ламп. Выбор остается за Вами!